«Парк кованых фигур-2009»: женщины покоряют не только мужчин, но и металл

Ковка
 Наталия Казённова. УРА-Информ.Донбасс. 21.09.2009 года

Фестиваль кузнечного мастерства «Парк кованых фигур» давно стал традиционным. Однако творческий подход к проведению мероприятия позволяет организаторам находить все новые возможности, для того чтобы вновь и вновь удивлять зрителей.

Феерическое шоу началось с значимого события – открытия новой аллеи «Любимому городу 140 лет». Перед глазами восхищенных зрителей предстала копия Кубка УЕФА – выкованный донецкими мастерами Кубок преподнес в дар городу почетный гражданин Донецка, главный тренер ФК «Шахтер» Мирча Луческу.

Кроме того, гости фестиваля сполна насладились зрелищем рыцарских поединков, вдоволь любовались тем, как металл превращается в элегантную композицию под сильными женскими руками. Конечно, женщинами-кузнецами Донецк не удивишь, но были в этом году свои сюрпризы.

Хозяйка Медной горы

Среди 120 участников фестиваля впервые была команда из Перми, с Урала, края традиционно ассоциирующегося с металлом, драгоценными камнями и Хозяйкой Медной горы. В Донецке в роли загадочной чаровницы выступала Ольга Стенно. Изящная красавица выверенными движениями в течение нескольких часов колдовала над простым металлическим четырехугольником, в итоге, словно по волшебству, таящемуся в золотых руках девушки, превратившимся в утонченное произведение художественной ковки. Наблюдать за созданием рукотворного чуда могли сотни зрителей, собравшихся субботним днем в сквере возле горсовета.

Корреспонденту «УРА-Информ.Донбасс» с трудом удалось улучить минутку, чтобы пообщаться с Ольгой – она вся отдавалась будущей композиции. «Я работаю кузнецом три года. Это моя основная и единственная профессия. Я долго не могла определиться с выбором, но однажды поняла, что хочу работать с металлом, стать кузнецом. В то время я посещала курсы рисунка и живописи… Меня осенило! Почти год я училась у одного пермского кузнеца, но он не смог взять меня на работу и порекомендовал обратиться к Юрию Чиркову. Я пришла, меня взяли, и я здесь уже больше двух лет», – рассказала Ольга Стенно.

Также нам стало известно, что за столь короткий срок – три года – девушка вошла в число лучших кузнецов России. Совсем недавно, в августе, Ольга Стенно стала обладательницей Гран-при кузнечного фестиваля «Сто лет авиации», проходившего в Ульяновске и собравшего мастеров со всей России.

Рыцарствующие дамы

На нынешнем фестивале задорный перестук звонких кузнецких молотов был нарушен сухим металлическим треском мечей, на которых сражались средневековые рыцари. 40-килограммовые доспехи воскрешали времена средневековья – XIV-XVI вв. – и представляли народы, населявшие крымский полуостров в то далекое время. Известные участники рыцарских турниров в Генуэзской крепости в Судаке посетили Донецк и продемонстрировали свое мастерство.

Начало боям положил оглушающий выстрел из кулеврины – средневекового оружия, возрожденного к жизни крымскими умельцами.

Рыцари отчаянно сражались между собой до победного конца. И если в средневековых романах поединки часто происходили, когда нужно было выяснить, кто же достоин прекрасной дамы, то в наш век женшины смело идут в бой. Причем дерутся как между собой, так и со своими мужьями.

В Донецке выступали две очаровательные молодые женщины, две Ольги – Криворученко и Титаренко. Обе приобщились к неженскому увлечению после того, как вышли замуж. Их мужья – два Дмитрия, Криворученко и Левин соответственно.

По словам отважных красавиц, бои с собственными мужьями помогают избегать накала страстей в повседневной жизни – во время поединка можно вспомнить о невымытой посуде или невынесенном мусоре, и от всей души приложиться мечом к голове благоверного. Зато дома – мир и благодать, к тому же, общее увлечение сближает и помогает в укреплении брака. Ребята вместе ездят на фестивали, соревнуются, делятся впечатлениями.

В семье Ольги Титаренко и Дмитрия Левина подрастает шестилетняя дочь. Родители уже мечтают о том, что на совершеннолетие подарят ей настоящие рыцарские латы. Пока девчушка довольствуется костюмом и ролью зрителя.

Идейный вдохновитель рыцарского движения – Олег Криворученко. В его кузнице создают не только кованые изделия, но делают доспехи, изготавливают оружие давно ушедших эпох. К увлечению, которое стало неотъемлемой частью профессиональной жизни, подходят ответственно – изучают историю, оружие. Обязательно проводят испытания, чтобы не было неприятных сюрпризов.

В Донецк крымчане привезли доспехи крымских народов XIV-XVI вв. В этот период существовало три больших государственных формирования на территории Крыма. Крымское ханство занимало степную часть и северо-западную часть полуострова. Генуэзцы обосновались в восточной и юго-восточной части – Кафе, Судаке. В горах властвовало вольное княжество Теодора, со столицей Тори. Это были православные жители Крыма, которые занимали горную часть, включая Алушту, Севастополь, вплоть до Бахчисарая.

По словам Олега Криворученко, целью рыцарских поединков было не убийство противника, а захват в плен. Предания гласят, что при этом дороже всех ценились кузнецы.

Между молотом и наковальней

То, что они умеют не только драться на мечах, крымчане доказали делом. Пока одна часть коллектива развлекала публику, их коллеги трудились над коваными гвоздями. Участники из Крыма первыми забили гвозди в специальное бревно.

Так была заложена новая традиция фестиваля – конкурс «Кованый гвоздь». Изюминка в том, что у каждого гвоздя – свой автор, и каждое изделие со шляпкой уникально, не похоже на другие. Все зависит от мастера. Подчас даже трудно понять, что это гвоздь – умельцы отпускают на волю фантазию, и из-под молота выходят диковинные узоры, птицы, целые слова – на верхушке бревна можно прочитать надпись «Крым». Победителем конкурса стал мастер из Донецка Александр Витко.

Виктор Бурдук, организатор фестиваля, рассказал, что идея нового конкурса пришла из Европы. Там при кузницах ставят бревно, и мастера оставляют себе на память гвоздь, выкованный в этой кузнице. «В парке бревно стоять не будет, потому что сразу появятся мастера с гвоздодерами, и все эти гвозди повытаскивают», – уверен Виктор Бурдук.

Поэтому, скорее всего, бревно обретет свое место либо рядом с офисом организаторов, либо станет охранителем кузнечной лавки, и только в следующем году на очередном фестивале широкая публика сможет полюбоваться произведениями искусства, рожденными в стихии металла и огня, между молотом и наковальней.

Добавить комментарий